Инженеры известной европейской компании BAE Systems полагают, что им удалось открыть новую главу в книге истории гражданской авиации, которая начинается с первого успешного полета беспилотного пассажирского самолета, который был совершен в воздушном пространстве Великобритании в апреле 2013 года. Этим самолетом стал небольшой самолет Jetstream компании BAE Systems, переоборудованный для беспилотных полетов, который взлетел с аэродрома Уортона, Ланкашир, совершил 800-километровый перелет и сел на полосу аэродрома Инвернесс, Шотландия. Весь полет проходил под контролем наземного оператора-человека и авиадиспетчерской службы NATS (National Air Traffic Control Services).
Этот полет, проведенный компанией BAE Systems, является частью испытаний технологий осуществления безопасных рейсовых полетов беспилотных пассажирских самолетов в европейском воздушном пространстве. Данные испытания, в свою очередь, являются частью европейской программы ASTRAEA (Autonomous Systems Technology Related Airborne Evaluation & Assessment), на реализацию которой выделено 62 миллиона фунтов стерлингов.
Цель программы ASTRAEA разработка и проверка технологий, всевозможных наземных и авиационных систем, процедур, инструкций, протоколов безопасности, которые позволят автономным беспилотным летательным аппаратам совершать обычные полеты в автоматическом режиме или с помощью дистанционного управления.
Ламберт Доппинг-Хепенстэл (Lambert Dopping-Hepenstal), один из руководителей высшего звена компании BAE Systems и директор программы ASTRAEA, рассказал: «Работа, проделанная сегодня, является завершением очередного этапа программы ASTRAEA, которая переходит на следующий этап реализации. То, над чем мы работаем, начнет появляться в нашей повседневной жизни уже через пять, десять и двадцать лет, поскольку беспилотные летательные аппараты и связанные с этим технологии начинают постепенно переходить из военной области в область гражданской авиации».
«Эти последние испытания демонстрируют нам полную работоспособность использованных технологий и инженерных решений. Теперь мы будем работать в направлении создания и расширения инфраструктуры поддержки, которая позволит гражданским беспилотным самолетам беспрепятственно летать в пределах европейского воздушного пространства» — рассказывает Ламберт Доппинг-Хепенстэл, — «Одним словом, я полагаю, что сейчас мы пишем новую главу в книге истории авиации».
Эндрю Чепмен (Andrew Chapman), представитель авиадиспетчерской службы NATS, сообщил, что испытательный полет прошел согласно планам, без всяких неожиданностей и непредвиденных ситуаций, абсолютно не создавая помех движению других воздушных судов. «Успешное проведение данного испытательного полета позволяет надеяться на то, что беспилотные самолеты смогут использоваться в будущем для решения подавляющего большинства задач, решаемых гражданской авиацией. Но, для этого, конечно, придется проделать еще огромное количество исследований, работы и испытаний».