Беспилотник X-47B обучается самостоятельно садиться на палубу авианосца

Компании Northrop Grumman и ВМФ США, обучили беспилотный летательный аппарат X-47B Unmanned Combat Air System (UCAS) совершать самостоятельную посадку на палубу авианосца. Первая тестовая посадка была произведена 4 мая на аэродроме Naval Air Station Patuxent River в Мэриленде. Во время этой посадки на взлетно-посадочной полосе была развернута кабельная посадочная система, используемая на палубах авианосцев. После совершения еще нескольких посадок на аэродроме беспилотник X-47B, предположительно в конце этого месяца, приступит к испытательным полетам с взлетом и посадкой на палубу реального авианосца.
Посадка на палубу настоящего авианосца один из наиболее сложных маневров, которые приходится выполнять пилотам флотской авиации. Даже достаточно опытному пилоту приходится «потеть», учитывая множество факторов, сажая боевую машину, стоимостью в миллионы долларов, летящую на скорости в сотни километров в час, на полетную палубу, которая с высоты выглядит не больше плитки шоколада. И если пилоты выполняют такие посадки, основываясь на своем опыте и интуиции, то системе управления беспилотника придется в режиме реального времени рассчитывать заново все параметры посадки для того, чтобы в конце беспилотник не превратился в кучку высокотехнологичного искореженного мусора.

Испытательное приземление, которое совершил беспилотник X-47B 4 мая, проводилось с помощью кабельной системы торможения, которая позволяет высокоскоростному летательному аппарату совершать безопасную посадку на короткую палубу авианосца. Во время посадки аппарат выпускает специальный крюк, который цепляется за упругий трос, натянутый поперек полетной палубы, на концах которого закреплен большой груз. Кабель с грузом поглощают часть кинетической энергии самолета, позволяя ему быстро остановиться. В случае посадки X-47B точно такая же система была установлена на полосе аэродрома, а в ходе посадки проверялась и отрабатывалась работа алгоритмов системы управления и навигации, которая позволяет беспилотнику действовать полностью в автономном режиме.
Проведенная посадка стала кульминацией трехмесячной программы полетных испытаний беспилотника X-47B, которая проводилась на суше. Эта программа включала точные заходы на посадку, обычное приземление на полосу и другие элементы полетов. «Беспилотный аппарат X-47B выполняет все маневры в точности так, как и было предсказано компьютерным моделированием и симулированием, которые мы проводили ранее в рамках программы UCAS-D. Беспилотник взлетает, летит и приземляется, отклоняясь всего на пару футов от расчетной траектории» — рассказывает Карл Джонсон (Carl Johnson), наблюдатель программы UCAS.

Читайте также  Тюменские полицейские получили на вооружение БПЛА

В соответствии с контрактом, компания Northrop Grumman изготовила пару опытных образцов БПЛА X-47B. Хотя X-47B и называют беспилотником, он не является таковым в традиционном понимании этого термина. Подавляющее большинство современных беспилотников управляются оператором дистанционно, а X-47B является полностью автоматическим летательным аппаратом выполняющим набор заложенных в него заранее инструкций.
Так же беспилотник X-47B не предназначен для участия в каких-либо боевых действиях. Для этого у него не предусмотрена установка каких-либо систем вооружения, датчиков и камер для ведения разведки и наблюдения. Целью создания беспилотника является отработка технологий, включая взлет, выполнение различных задач на удалении 100 километров от базы, возвращение, дозаправку, посадку и других техник, которые будут впоследствии использованы при создании действительно боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
В скором времени начнутся тестовые полеты, во время которых беспилотник X-47B будет совершать самостоятельные взлет и посадку на палубу авианосца. А отработка техники автоматической дозаправки в воздухе запланирована на 2014 год.